Top.Mail.Ru
8 (343) 253-73-45
Заказать звонок

Сегментация в интернет-маркетинге

Множества не однородны.
Сегментация (сегментирование) — метод в маркетинге, суть которого — в разделении рынка на группы, обладающие одинаковыми значениями признаков и отличающиеся одна от другой.

Cегментация делается не потому что хочется. Cегментация делается для чего-то.

Для чего применяется сегментация в классическом маркетинге?

Для формирования точного ценностного предложения.

Выделяются группы, имеющие различные требования к товару или сервису.

Для усиления системы продаж.

Выделяются группы, различающиеся по способу принятия решения о покупке.

Для усиления личных продаж.

Сегментация по личностным характеристикам внутри сегментов по способу принятия решения.

Каждый сегмент должен обладать понятными признаками, по значениям которых участников сегмента можно выделить в общей массе.

Для чего применяется сегментация в интернет-маркетинге

Задачи, для решения которых применяется сегментация в интернет-маркетинге, практически те же, что в офлайне. Но есть и отличия.
В офлайне рекламные сообщения транслируются на широкие группы и находят отклик у той части, к которой они обращены. В онлайне благодаря тому, что у рекламных систем о пользователе много данных, можно обращаться и к небольшим целевым сегментам, если их правильно описать.

Для эффективного охвата информационного спроса

Люди ищут в поисковых системах всё. Тематический спрос не однороден, запросы разные: не по всем нужно вести контекст или стремиться в топ-3 органической выдачи.
Традиционно запросы по частотности и способности к конверсии трафика в транзакции (необходимые действия на сайте) делятся на четыре группы (см. рис. 1)

Рис. 1 — Сегменты запросов и их особенности

Для увеличения продаж привлекается трафик по транзакционным запросам.
Для взаимодействия с аудиториями в верхней части воронки потребностей с целью прогрева — трафик по информационным запросам.
На сто процентов охватывается навигационный (брендовый) трафик.
Нечеткие запросы не интересны: по ним не ведется контекстная реклама, не прилагаются усилия для поднятия позиций в органической выдаче.

На практике семантическое ядро сегментируется более изощренно: по направлениям деятельности, категориям услуг и товаров, географии, странам, этапам жизненного цикла клиента и т.д.

Для таргетирования в медийной рекламе

Для прицельного показа рекламного сообщения с целью повышения узнаваемости или с целью привлечения обращений ведутся таргетированные рекламные кампании.
Для повышения их эффективности каждому сегменту показывается свое сообщение. Сегменты описываются значениями признаков, имеющимися в перечне инструментов таргетированной рекламы. Это пол, возраст, география, краткосрочные и долгосрочные интересы, иногда уровень дохода, семейное положение, увлечения, образование, нахождение в группах и сообществах.

Список признаков обогащается с ростом объема оцифрованных данных о пользователях и усовершенствованием обмена между системами, которые эти данные собирают.

Рис.2 — Пример сегментации для таргетированной рекламы застройщика (не исчерпывающее количество сегментов)

Для прицельных повторных взаимодействий

После того как пользователь провзаимодействовал с сайтом компании или обратился в компанию, минуя сайт, данные о нем появляются в системе статистики сайта, в системе коллтрекинга, в CRM-системе.
На основе этих данных и строится сегментация для прицельных повторных взаимодействий. Сюда входят данные о просмотренных страницах, времени пребывания на сайте, совершенных на сайте действиях или их отсутствии, страницах выхода; о квалификации и статусе обращения в CRM-системе.

Например, сегмент с точкой выхода со страницы с ценовой информацией можно назвать «не устроила цена» и показывать ему рекламу акции, на странице которой он не был.
Или
Создание сегмента пользователей, похожих (Look-alike) на пользователей, которым в CRM-системе присвоена квалификация «Целевое обращение» и трансляция сообщений с предложением купить сопутствующий товар

Проблема трансляции сегментов из офлайна в онлайн

Бывает, что сегментация, работающая в офлайне, не может работать в онлайне.
Особенно хорошо эта проблема просматривается в B2B-сегменте промышленного производства.
Часто целевая аудитория в таком бизнесе описана примерно так:
«Специалисты отдела снабжения крупного производственного предприятия, ответственные за поставки ГСМ» или «Наша целевая аудитория — это проектировщики слаботочных систем».

Частая проблема — отсутствие в рекламных системах критериев, которыми описаны сегменты в офлайне.
Ни в одном рекламном инструменте в интернете нет признака «способ принятия решения», а в офлайне это нормальный критерий сегментации

И не всегда попытки описать этих людей через признаки, которые есть в рекламных системах, дают сегмент, пригодный для таргетинга.
Описывая пол, возраст, образование и интересы, мы получаем слишком большой сегмент, обращение к которому на первом шаге не даст ожидаемого эффекта.
Такие аудитории выявляются только в процессе пошагового взаимодействия.
Например, на первом шаге имиджевая реклама поставщика показывается с таргетингом на точки офисов компаний клиентов с сужением по возрасту. Кликают только те, кто понимает, о чем идет речь.
На втором шаге тем, кто отреагировал на рекламу на первом шаге, показывается уникальное торговое предложение.

Что учесть маркетологу при переносе рекламных активностей в онлайн?

  • Учитывать возможности онлайновых рекламных инструментов при формировании ценностных предложений.
  • Формировать сегменты для интернет-маркетинга методом (Look-alike) на основании данных из CRM-системы.
  • Использовать методы последовательного выявления целевых пользователей

P.S. Если у вас интересный случай и вы не можете найти ваши сегменты в интернете, обращайтесь, мы поможем!

Роман Рублевский, октябрь 2024.

Похожие статьи и кейсы

Каннибализм трафика. Нужно ли вести контекст по брендовым запросам?

Со времён появления контекстной рекламы маркетологов не перестаёт мучить вопрос: – А есть ли смысл вести контекст по брендовым запросам, если сайт по ним на первом месте? Мы протестировали методику, которая способна дать однозначный ответ на этот вопрос для каждого проекта. Теперь каннибализм трафика имеет метрику и её возможные значения истолкованы! Непонятное становится понятным, жизнь налаживается!) Читайте статью. P.S. Спойлер: статья нудная.

Февраль 2024
Каннибализм источников трафика сайта. Как контекст «съедает» органический трафик

Занимаясь исследованием статистики сайтов в рамках seo-аудитов, мы несколько раз столкнулись с ситуацией, когда один источник трафика отнимает посетителей у другого источника.

Сентябрь 2020
Воронка метрик рекомендательных систем. Дочитывания - новая метрика.

Из цикла статей «Какие бывают воронки метрик в интернет-маркетинге»

Май 2024
Заявка на консультацию
Номер 71012
Укажите услугу
Как Вас зовут?*
Ваш телефон*
Ваш e-mail
Адрес вашего сайта
Какие задачи мы должны решить?
Отправить

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера.

В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.

OK